Первым хлебом для первобытного человека стала лепешка, упавшая случайной каплей смеси жита и воды на раскаленный камень. Так было брошено зернышко козули, которое и стало вызревать на хлебном древе славян. Козуля — это один из видов народного обрядового печенья. Ее происхождение имеет глубокие корни: в IV — III тысячелетии до нашей эры развивается земледелие и формируется отношение человека к окружающему миру. Потребность в обрядовом печенье определила аграрная магия, предопределили древние охотничьи обряды. Во времена неолита обязательной частью жертвоприношений было причащение кровью священного зверя. Тотемными животными считались медведь, олень, на севере — лось, в честь которых устраивались праздники.
В связи с занятиями скотоводством в быту охотника и земледельца появляются домашние животные: корова, бык, баран, коза, прирученные с первыми опытами земледелия. Изображение козы и козла чаще всего встречают археологи на глиняных сосудах для хранения зерна. По мере складывания этнических групп и освоения территорий, определялся тотем, а впоследствии и изображение его в виде хлебной фигурки. Так, со временем обряд выпекания козуль и их употребление заменил обряд жертвоприношений.
Изготовлением хлебных фигурок отмечались определенные земледельческие праздники: рождение солнца, встреча весны, летний солнцеворот, жатва. Чтобы отдать дань языческому Велесу, хозяйки пекут коровушек, лошадушек, барашков к особому празднику — первому выгону скота на пастбище — Егорьеву дню. На Русском Севере сохранилась традиция отмечать Новый год, Рождество Христово и встречу весны выпечкой хлебных фигурок на Терском берегу (Мурманская область), на Мезени, на Каргопольщине («завивают» тетерки весной), выпечкой вырезного пряника-козули в Архангельске. Многие древние традиции изжили себя, а вот зимний календарный обряд остался. Печенье разного типа и вида пекли в течение всего хозяйственного года, т.к. земледельческий календарь — «Хлебный Месяцеслов» — требовал постоянного внимания.
Логическую цепочку появления первой хлебной фигурки можно выстроить так: лепешка — колоб — лепная фигурка; колоб — жгут — витая фигурка. Различные комбинации с материалом и магическая символика приводят древних мастеров к созданию сложного круглого хлеба. Лепешку украшают узорами из жгута, спиралями, фигурками тотемных животных, вылепленными из ржаной муки. На ее плоскости появляются то борозды, то удивительные хлебные снопы — предшественники сдобной плюшки. С появлением пшеницы, естественных разрыхлителей лепешка превращается в праздничный каравай, а лепные и витые фигурки продолжают самостоятельную жизнь.
Все это хлебное «благолепие» мастера из века в век с завидным постоянством обозначают лаконично: козули. Такое название обрядовых хлебов встречается в самых ранних летописных источниках, а его происхождение объясняют несколько версий:
Древнеславянское «коло», отмечал академик Б.А. Рыбаков, обозначавшее круг, колесо могло быть обозначением солнца; в слове «солънце» корень «солъ» соответстсвует «коло». Буква «З» тысячу лет назад была названа создателями славянской азбуки как «земля».
Так можно объяснить солнечную сущность и земное начало названий «божественных» животных и посвященных им обрядовых печений. Более точно объяснить этимологию сможет такая отрасль науки, как языкознание.
Странное, звучное, загадочное название древнего пряника сохранилось на Русском Севере - Козуля.
Северные мастера сохранили технику лепки козуль из колоба и жгута. Их виды сформировались по топонимическому признаку: терские ( сёла Умба, Варзуга и др. поселения Терского берега Белого моря), мезенские (поселения по р. Мезень), каргопольские (г. Каргополь и окрестные деревни), холмогорские (Холмогорский район Архангельской области), архангельские (г. Архангельск).
А исторически сложившееся к XVII веку название выше перечисленных административных территорий — Поморье — позволяет объединить данные виды козуль в «поморские». Первые три группы роднит «крестьянское» происхождение, техника изготовления — лепка, материал — ржаное тесто. Различия — в форме. Терские и холмогорские — это пекарская скульптура. Основные элементы техники лепки печений — колоб и жгут дали возможность создавать сложные формы. Пример — холмогорский олень-дерево с головой в виде куста, вылепленный из ржаного теста и украшенный «птичками» из белого сахарного. Мезенские и каргопольские козули выполнены из хлебного жгута, который стал носителем спиралевидных мотивов у древних охотников и земледельцев Севера.
Но наиболее распространенными сегодня являются архангельские козули, такое название осталось у пряника, ставшего трансформацией лепного образа в плоский силуэт, витой козули — в роспись пряника сахарным жгутом. Правильно выполненные архангельские козули так же воплощают в жизнь идеи солнца, земли и воды. Отличаются от других видов особым приготовлением теста и формуются вырубкой из жести, отсюда и разные названия по технике исполнения: силуэтные, вырезные, вырубные.
Архангельский пряник-козуля хорош в любое время года как гостинец, как подарок на торжество.
Но особенно большой спрос наступает перед новогодне-рождественскими праздниками. Время для пряника, как утверждают старые мастера,приходит, когда «октябрь землю покроет то листком, то снежком». Чтобы приблизиться к разгадке тайны Козули, надо в первозазимье выйти за околицу и смотреть, как ложатся снежные зерна на черное вспаханное поле. Так и роспись пряника-козули похожа иногда на снежную круговерть или туманную изморозь, малиновый закат или северные сполохи. Из пряничного колоба рождается нечто земное и праздничное.
Продолжение следует...
Татьяна Онучина.