Рус En

Записки мастера

В рубрике «Записки мастера» посетители сайта могут познакомиться с маленькими историями русского народного пряника, которые представит мастер пряничного дела Татьяна Онучина, посвятившая его изучению почти 30 лет.

История I. Хлебный месяцеслов

Первым хлебом для первобытного человека стала лепешка, упавшая случайной каплей смеси жита и воды на раскаленный камень. Так было брошено зернышко козули, которое и стало вызревать на хлебном древе славян. Козуля — это один из видов народного обрядового печенья. Ее происхождение имеет глубокие корни: в IV — III тысячелетии до нашей эры развивается земледелие и формируется отношение человека к окружающему миру. Потребность в обрядовом печенье определила аграрная магия, предопределили древние охотничьи обряды. Во времена неолита обязательной частью жертвоприношений было причащение кровью священного зверя. Тотемными животными считались медведь, олень, на севере — лось, в честь которых устраивались праздники.

В связи с занятиями скотоводством в быту охотника и земледельца появляются домашние животные: корова, бык, баран, коза, прирученные с первыми опытами земледелия. Изображение козы и козла чаще всего встречают археологи на глиняных сосудах для хранения зерна. По мере складывания этнических групп и освоения территорий, определялся тотем, а впоследствии и изображение его в виде хлебной фигурки. Так, со временем обряд выпекания козуль и их употребление заменил обряд жертвоприношений.

Изготовлением хлебных фигурок отмечались определенные земледельческие праздники: рождение солнца, встреча весны, летний солнцеворот, жатва. Чтобы отдать дань языческому Велесу, хозяйки пекут коровушек, лошадушек, барашков к особому празднику — первому выгону скота на пастбище — Егорьеву дню. На Русском Севере сохранилась традиция отмечать Новый год, Рождество Христово и встречу весны выпечкой хлебных фигурок на Терском берегу (Мурманская область), на Мезени, на Каргопольщине («завивают» тетерки весной), выпечкой вырезного пряника-козули в Архангельске. Многие древние традиции изжили себя, а вот зимний календарный обряд остался. Печенье разного типа и вида пекли в течение всего хозяйственного года, т.к. земледельческий календарь — «Хлебный Месяцеслов» — требовал постоянного внимания.

История II. Рождение Козули

Логическую цепочку появления первой хлебной фигурки можно выстроить так: лепешка — колоб — лепная фигурка; колоб — жгут — витая фигурка. Различные комбинации с материалом и магическая символика приводят древних мастеров к созданию сложного круглого хлеба. Лепешку украшают узорами из жгута, спиралями, фигурками тотемных животных, вылепленными из ржаной муки. На ее плоскости появляются то борозды, то удивительные хлебные снопы — предшественники сдобной плюшки. С появлением пшеницы, естественных разрыхлителей лепешка превращается в праздничный каравай, а лепные и витые фигурки продолжают самостоятельную жизнь.

Все это хлебное «благолепие» мастера из века в век с завидным постоянством обозначают лаконично: козули. Такое название обрядовых хлебов встречается в самых ранних летописных источниках, а его происхождение объясняют несколько версий: 

  1. 1. От козы — дающей живительный напиток молоко; 
  2. 2. От косули — вида лесной оленихи: 
  3. 3. От ужа — его культ был необычайно развит у многих народов Европы. В XVI-XVII веках название ужа — «хазуля», «козюля» часто встречалось на территории разных губерний России, считает известный этнограф Л.С. Смусин; 
  4. 4. От «козел» — деревянного приспособления для разделки леса; 
  5. 5. От Солнца и Земли — главных божеств славян. 

Древнеславянское «коло», отмечал академик Б.А. Рыбаков, обозначавшее круг, колесо могло быть обозначением солнца; в слове «солънце» корень «солъ» соответстсвует «коло». Буква «З» тысячу лет назад была названа создателями славянской азбуки как «земля».

Так можно объяснить солнечную сущность и земное начало названий «божественных» животных и посвященных им обрядовых печений. Более точно объяснить этимологию сможет такая отрасль науки, как языкознание.

Странное, звучное, загадочное название древнего пряника сохранилось на Русском Севере - Козуля.

История III. Идентификация

Северные мастера сохранили технику лепки козуль из колоба и жгута. Их виды сформировались по топонимическому признаку: терские ( сёла Умба, Варзуга и др. поселения Терского берега Белого моря), мезенские (поселения по р. Мезень), каргопольские (г. Каргополь и окрестные деревни), холмогорские (Холмогорский район Архангельской области), архангельские (г. Архангельск).

А исторически сложившееся к XVII веку название выше перечисленных административных территорий — Поморье — позволяет объединить данные виды козуль в «поморские». Первые три группы роднит «крестьянское» происхождение, техника изготовления — лепка, материал — ржаное тесто. Различия — в форме. Терские и холмогорские — это пекарская скульптура. Основные элементы техники лепки печений — колоб и жгут дали возможность создавать сложные формы. Пример — холмогорский олень-дерево с головой в виде куста, вылепленный из ржаного теста и украшенный «птичками» из белого сахарного. Мезенские и каргопольские козули выполнены из хлебного жгута, который стал носителем спиралевидных мотивов у древних охотников и земледельцев Севера.

Но наиболее распространенными сегодня являются архангельские козули, такое название осталось у пряника, ставшего трансформацией лепного образа в плоский силуэт, витой козули — в роспись пряника сахарным жгутом. Правильно выполненные архангельские козули так же воплощают в жизнь идеи солнца, земли и воды. Отличаются от других видов особым приготовлением теста и формуются вырубкой из жести, отсюда и разные названия по технике исполнения: силуэтные, вырезные, вырубные.

Архангельский пряник-козуля хорош в любое время года как гостинец, как подарок на торжество.

Но особенно большой спрос наступает перед новогодне-рождественскими праздниками. Время для пряника, как утверждают старые мастера,приходит, когда «октябрь землю покроет то листком, то снежком». Чтобы приблизиться к разгадке тайны Козули, надо в первозазимье выйти за околицу и смотреть, как ложатся снежные зерна на черное вспаханное поле. Так и роспись пряника-козули похожа иногда на снежную круговерть или туманную изморозь, малиновый закат или северные сполохи. Из пряничного колоба рождается нечто земное и праздничное.

Продолжение следует...

Татьяна Онучина.